Газа и Сдерот

Газа и Сдерот

среда, 30 мая, 2007

Исраэль Шамир

Маленькому израильскому городку Сдерот нет покоя. Его население – бедные выходцы из Марокко и не устроившиеся бывшие советские люди, с трудом сводящие концы с концами, оказались под ударом палестинских ракет. Они не понимают, в чем дело, чем они провинились, почему они не могут мирно жить даже тут, на краю пустыни.

В нескольких километрах от Сдерот – Газа. Эта полоска земли с миллионным населением заперта высоким забором со всех сторон, ее караулят израильские войска с суши и военные корабли с моря, туда не приходят товары и оттуда нельзя выехать. Единственная связь со свободным миром – КПП на египетской границе, формально – под наблюдением европейцев, фактически также находящийся под израильским контролем. Если это – независимость и освобождение от израильской оккупации, то лучше уж оккупация. Осажденная Газа не хочет умирать спокойно.

Осажденные жители Газы стреляют из своих самодельных ракет с гордым именем «Кассам» – на деле кусок железной трубы без боеголовки – по Сдероту. Сдерот и в лучшие времена был бедным городком, там оставались только те, кто не мог сбежать. Жертв обстрела в Сдерот немного – можно сосчитать на пальцах одной руки, но мораль горожан, невысокая и в лучшие времена, и вовсе упала. Артобстрелы плохо влияют на здоровье, об этом жители Газы могут многое рассказать жителям Сдерот, потому что их-то бомбят денно и нощно уже не первый год.

Война – подлая штука, от нее всегда страдают невинные. Жители Сдерот ни в чем не виноваты – не они  принимали решение запереть Газу за железным забором, не виноваты и жители Газы, которых морят голодом и обстреливают израильтяне. Палестинцы могут, конечно, перестать стрелять, (что они и делали несколько раз), но израильтяне все равно не снимают блокаду. Терять палестинцам нечего, кроме жизни, но кому нужна такая жизнь? Можно понять, зачем они стреляют – чтобы израильтяне поняли, как им отчаянно плохо.

Беда в том, что израильтяне не понимают простого мессаджа «Кассамов».  

Золотое перо израильской журналистики, Ари Шавит, написал трогательнуюстатью в газете «Гаарец» под названием «Сдерот – это мы». В ней он подчеркивает, что Сдерот находится не на оккупированной территории, что город страдает после вывода израильских войск и поселений из Газы. «Обстрел Сдерота – это стратегическое наступление против мира, – пишет Шавит. – Это нападение на мирный план создания двух государств [в Палестине: еврейского и арабского]

Если это нападение завершится успехом, больше не будет эвакуаций [еврейских поселений и армии]. Оккупация останется навсегда. Сторонники мира [кодовое наименование израильской левой] должны бороться и защищать Сдерот, чтобы доказать оправданность эвакуаций».

Шавит не хочет признать, что эвакуация евреев из Газы была только началом блокады. Что Газа под блокадой, и после эвакуации не стала свободной и преуспевающей. Что когтистые лапы моих и Шавита соотечественников не оставили горла Газы. Такие эвакуации никому не нужны.

Шавит не хочет признаться, что «мирный план создания двух государств» – это такой же блеф, как пирамида Мавроди. Сорок лет евреи талдычат, что, мол, оккупация – дело временное, а впереди – светлое будущее, но параллельно делают все, чтобы это будущее никогда не наступило. Вот вам визуальный пример – далеко от Газы, к югу от Вифлеема, стоит в тени своих роскошных садов мирная и зажиточная деревня Артас. Артас – это искаженное Hortus, «сад». Рядом – большой католический монастырь, тоже называющийся Hortus Conclusus, «уединенный сад» Песни Песней. На днях жители ближнего еврейского поселения Эфрата решили проложить ассенизацию на месте этих садов. Они позвали армию с бульдозерами, выкорчевали плодовые деревья; где шумели листья смоковниц и гранатов, сейчас течет дерьмо. Вы можете увидеть фильм, снятый израильскими (в том числе русскими) активистами об этой акции:http://corky.net/~eran/yossi/Ertas%20200507%20Forweb.WMV

Это – оккупация. Но Газа, откуда вышли поселения и солдаты – в еще худшем положении, потому что в отсутствие поселенцев, армия и вовсе не стесняется в мерах. Никто сегодня не верит в «мирные планы создания двух государств». Израиль может создать отдельное палестинское «государство» наподобие южно-африканских бантустанов, доверить его управление своим холуям вроде Дахлана, и по-прежнему держать его в кольце блокады. Но такое «государство» палестинцам не нужно.

Шавит взывает к «сторонникам мира». Да полно, какие «сторонники мира». В Израиле есть замечательные ребята и девчонки, местные и русские, которые защищают палестинцев, и выдерживают атаки своей же армии. Но их всего несколько сот человек, в лучшем случае, и они знают, что эвакуации никуда не ведут. Прочие «сторонники мира» – это электорат Рабочей («Авода») партии. На днях Рабочая партия решала, кто станет ее новым лидером. В первом раунде победили отставной глава госбезопасности, заплечных дел мастер Аялон, и профессиональный убийца, впоследствии генерал, Барак. Барак был премьер-министром одно время, и пожалуй, самым неудачным. Он не смог договориться даже с Ясером Арафатом, который был готов идти на почти любые уступки. По таким лидерам можно себе представить и электорат «голубиных ястребов».

Не то чтобы израильтяне были кровожадными ястребами сами по себе – но они находятся под влиянием СМИ, а израильские СМИ – в руках голубиных ястребов. Газета «Гаарец» охотно печатает расистов, наподобие Гилада Шарона, сына полупокойного премьера, который призывает лишить арабов израильского гражданства по этническому признаку, и не печатает подлинных сторонников мира и равенства.

Сам Шавит – тоже бывший «сторонник мира», перековавшийся во время последней ливанской войны в ястреба, как и Амос Оз, Давид Гроссман, А.Б. Иошуа и прочие миролюбцы. Судя по этой статье, он старается вновь напомнить о себе «голубям». Но спор между «голубями» и «ястребами» всегда был внутренним спором израильских элит – давить ли палестинцев напрямую, или дать на откуп своим квислингам, чтобы те держали их в гетто. И сейчас, ястреб – бывший глава генштаба Буги Яалон призывает снова войти в Газу и восстановить оккупацию «на время»,  а «голуби» считают, что можно продолжать блокаду и бомбежку.

Но и элитные ястребы, и голуби равно надоели простым израильтянам. Так, вконец морально обанкротился и лишился поддержки народа Ивет Либерман, глава крайне правой русской партии. Либерман призывает разбомбить Газу, а до этого – разбомбить Асуан, и потом – бомбить и бомбить. Но простым израильтянам, в частности, жителям Сдерот, бомбежки Газы не помогут.

 

На этом фоне полного банкротства израильских элит особенно заметны дела Аркадия Гайдамака. В ответ на ракетные обстрелы Сдерот, Гайдамак не пошел по легкому пути, начертанному популистами, не призвал бомбить Газу, как Яалон и Либерман – он взял жителей Сдерот, несчастных и безвинных, и организовал им «летний лагерь» в большом тель-авивском парке. Обеспечил им еду, развлечения. Дал им отдохнуть от «Кассамов». Потерявшее голову израильское правительство тоже вступило в соревнование и стало заботиться о жителях Сдерот. До акции Гайдамака все, что правительство умело, любило и хотело делать – это душить и бомбить Газу.

Если бы Гайдамак смог скоординироваться с состоятельными палестинцами (а такие есть) и устроить совместный «мирный летний лагерь» для страдающих и обездоленных жителей Сдерот и Газы – мы пошли бы по пути к миру. Газа и Сдерот страдают без вины, и вместе они могут бороться за мир. При существующем политическом раскладе, трудно верить в способность политиков сделать это. Значит, сейчас могут вмешаться и спасти страну энергичные одиночки наподобие Гайдамака, который говорил о необходимости улучшить положение палестинцев.

Выросший в Израиле и впитавший с молоком матери еврейский местечковый национализм, Шавит – как и многие израильтяне – не способен на такой полет воображения. Для него еврей – это еврей, а гой – это гой. Но русские израильтяне все же были воспитаны в другой среде, на других – русских, советских, православных традициях. Они знают, что русские после победы в долгой и кровопролитной чеченской войне не заперли чеченцев в гетто, не подвергли блокаде, не лишили гражданских прав. Да и после давних войн – на Кавказе и в Казани, на Западной Украине и в Прибалтике – русские укрощали вооруженного противника, но давали равные права завоеванным.

Раньше это понимали и евреи. Они почитали Александра Македонского, давшего равные права завоеванным народам. «Гайдамак 1930-х годов», сэр Кадури, основал хорошие школы для всех жителей Святой Земли – не только для евреев. Эту традицию нужно оживить. Газу надо не бомбить, и не блокировать, но интегрировать.    

Гайдамак сделал большой шаг вперед – он помогает пострадавшим «своим», вместо того, чтобы вредить «чужим». Но нужно сделать и следующий шаг. Помочь сегодняшнему врагу, чтобы он стал другом завтра. Отказаться от деления на «своих» и «чужих» в одной маленькой, но святой земле. Потому что – Сдерот это мы, но и Газа – это тоже мы.