Ретро в Питере

Ретро в Питере

среда, 16 декабря, 2015

Исраэль Шамир

Водопад искусства и культуры обрушился на северную столицу России на этой неделе, чуть не затопив ее. Официальное название – IV Санкт-Петербургский международный культурный форум. Это было масштабное и высокотехнологичное мероприятие, с тысячами участников, с огромным пресс-корпусом, с электронными терминалами, добродушно пищавшими «У вас нет допуска», с массой добровольцев-энтузиастов, улыбчивых и подтянутых, и это – не считая милиции, охраны и прочих вежливых людей. Оно не было нацелено на рядового поклонника муз. Форум – не фестиваль; это огромная тусовка профессионально занимающихся культурой и искусством людей, а культура не менее важна для страны, чем ракеты «Калибр»: она достает дальше и поражает сильнее.

Перед гостями выступил президент Путин, и не раз, а дважды. Как он успел – через час после выступления он уже беседовал с Керри, - не представляю. Министр культуры Мединский и другие официальные лица, а также деятели культуры, режиссеры, музыканты, кураторы… На одном деловом завтраке собрались 40 министров культуры, от Италии до Катара. Культурный мир завершил Год Литературы и вступил в Год Кино.

Питер сиял всеми электрическими огнями, разрежая мрак приполярной (60-я параллель!) ночи. Город дивно восстановлен, фасады и улицы выглядят лучше, чем когда-либо на моем веку. Сотни ресторанов, блестящие кафе, приятный характер ленинградцев – все шло на пользу форуму. Заседания шли в новом корпусе Эрмитажа и в новом здании Мариинки – и они осовременены.

Если все так хорошо, то где же наша дежурная ложка дегтя? К сожалению, культура, представленная на Форуме, как и вся Россия, больше смотрит назад, чем вперед. Только подумайте – ранее не исполнявшееся произведение Пуччини – конечно, здорово, но где сегодняшний Пуччини?  А тут еще и Петипа… Серде переполняется гордостью, что замечательное русское советское кино становится объектом культуры ЮНЕСКО – но где сегодняшнее замечательное российское кино? Не слишком ли много ретро? В далекой России начала 20-го века и до конца 20-х годов, до и после революции, Россия дышала завтрашним днем и творила завтрашнее искусство. Сегодня она, увы, совершенствует искусство прошлого. Тут тебе и новая постановка «Войны и мира», и произведения 18-19 вв. – но где 21 век? Неужели он – только в умных терминалах?

Для широких масс любителей культуры на Форуме было только одно событие, - открытие, после многолетнего ремонта, сказочно отреставрированного здания цирка на Фонтанке, питерский ответ на московский Большой театр. Удивительно приятный, относительно небольшой цирк снова получил (еще ретро!!) имя своего основателя Чинизелли, и даже была воссоздана (вы догадались!) роскошная Императорская ложа, отмененная большевиками.

Первое представление было чудесным, зрителям понравилось. Новый-старый театр – большое достижение Вадима Гаглоева, главы РосГосЦирка. В лихие 90-е, когда Ельцин призывал брать суверенитет всем желающим, примеру Прибалтики последовали и несколько цирков, в том числе и питерский – они вышли из гигантской системы РосГосЦирка. Хорошего в этом было мало для циркового искусства – а в области цирка Советская Россия была впереди планеты всей. На похищении русских циркачей поднялся и канадский цирк дю Солей, да и прочие цирки. Пришедший два года назад в отрасль Гаглоев взялся за восстановление полуразрушенного гиганта.

Не говоря уж о реконструкции цирков в Туле и Ярославле, в Луганске и Донецке, в Крыму и в Сочи, Гаглоев довел до ума питерский цирк, и практически вернул его в систему. Правительство вроде приняло решение вернуть, но там возникли юридические заминки. Я спросил директора цирка, старого клоуна Славу Полунина, и он сказал мне, что для полноценной жизни цирка необходимо вернуться в РосГосЦирк с его ресурсами. Так что можно надеяться, что питерский цирк вернется, а за ним, глядишь – и большой московский цирк на проспекте Вернадского, где идет упорная борьба операторов за самостийность. 

На форуме блеснуло последнее достижение Гаглоева – возвращение легендарного «солнечного клоуна» Олега Попова. Он уехал в Германию в 1990 году, когда его вечный друг и соперник Никулин отписал на себя цирк на Цветном бульваре. Попов обиделся и до этого года в Россию – ни ногой. Но весной к нему поехал Гаглоев и уговорил. Народ принимал Попова сказочно – бесконечными аплодисментами, как будто людям возвращено давно ушедшее детство. Может, этим и объясняется нонешняя мода на ретро?...

Видимо, русский цирк также будет признан одним из достижений человечества, и включен в заветный список ЮНЕСКО. Так поняли участники форума слова руководителя Юнеско, г-жи Ирины Боковой.

Будем надеяться, что к следующему форуму русское искусство будет смотреть вперед, в завтрашний день, а не только радоваться былым достижениям.

Фото: mkrf.ru