Об изгнании крымских татар

Об изгнании крымских татар

вторник, 17 мая, 2016

Исраэль Шамир

Волей судеб в этом году совпали две даты. Победа крымской татарки на «Евровидении» с песней о крымских татарах пробудила память об изгнании 1944 года. И одновременно – день Накбы, палестинского массового изгнания 1948 года. Два изгнания, две трагедии – два небольших народа были депортированы, их земли опустели и достались колонистам.

Доводы «было нужно», «были тому причины», а тем паче оправдание «они все террористы и поддерживают врага» я отметаю, как недостойные. Коллективное наказание запрещено международным правом и справедливо осуждается моралью. Оно – преддверие геноцида, его облегченная форма. А может и утяжеленная? Ведь оторвать народ от земли значит погубить его душу.

 

Во многих местах в Израиле и в Крыму я натыкался на следы оставленных сел, отдельные дома или целые улицы, поросшие густой травой – след жизни, след народа и его культуры. Это грустное, душераздирающее зрелище. Мне было жалко и тех, и других – палестинские крестьяне, привязанные к своей земле, потомки апостолов, с их оливами и виноградом, превратились в бездомных беженцев, а их поля осиротели – со временем евреи привезли китайцев, чтобы поля обрабатывать и продавать урожай в Россию.

У крымских татар – тяжелейшая история. Это потомки готов, византийцев, греческих и генуэзских колонистов, большинство оставалось христианами до конца 18-го века. Тогда Екатерина II вывезла из Крыма всех христиан. Те, кто хотел остаться, был вынужден перейти в ислам. А потом, в 1944 году, были изгнаны все нацменьшинства из Крыма – татары, греки, итальянцы и даже болгары. Все, кроме евреев и караимов.

Говорят, что Лаврентий Берия был сторонником создания еврейской союзной республики в Крыму, в противовес еврейскому государству в Палестине, которое создавалось под эгидой Британии. А для этого надо было расчистить территорию. Вот и пошли все в изгнание. А на их землях возникли поселки с колоритными названиями «Танковое», «Генеральское», «Планерное».

Но Крым отличается от Палестины именно тем, что там, под властью России произошло возвращение изгнанников. В последние советские годы, изгнанные крымские татары вернулись в Крым. И это возвращение прошло относительно гладко – то есть в разы глаже, чем это могло бы быть.

Казалось бы, история крымских татар – самая про-русская история века. Ведь палестинцев не вернули, не вернулись и греки в Малую Азию, и турки на Родос. А русские – смогли!

Но почему-то это не помнят. Если ты споешь песню об изгнанных палестинцах, тоскующих по своим домам – ты экстремист. А если дашь анти-русский уклон песне о крымских татарах – тебе открывают двери.

Я столкнулся с этим явлением в далеком 1990 году – я приехал в Крым и увидел возвращение крымских татар. Я был несказанно рад, и написал об этом в израильской газете «Гаарец», и в русской газете «Литературная газета». Я сравнил счастливый финал крымчан под властью Советской России – с бесконечной тоской палестинцев, и призвал вернуть палестинцев домой. Тут же меня и поперли из газеты «Гаарец», и журналистское сообщество в Израиле меня не защитило. Так с тех пор я и остался в Израиле на обочине.

Но публикация в «Литературке», тогда – важной центральной газете, была воспринята в Крыму как «сигнал сверху», и татарам дали «зеленый свет» и первые земли. Так что – стоило!

Я и сейчас часто встречаюсь с крымскими татарами. Большинство довольновозвращением Крыма в Россию, никто не таит зла на русских, вернувших их в Крым. Джамилева они очень не любят – за его мафиозность, связь с наркотой и вражескими контрразведками, за его силовые приемы и недемократичность.

Давайте не наступать на грабли, и не подыгрывать врагам России и врагам крымских татар. Их грустная история нашла свое хорошее завершение. Сегодняшняя Россия – преемница той, советской, что их возвратила, а не только той, что изгнала.

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС